Нижний Новгород
ул. Новая 51, 6 этаж

iskusstvo.zhit@yandex.ru
ГлавнаяНовости и статьиЕстественный выбор

Естественный выбор

Доверие рождается из искренности. И вот он — искренний разговор с психологом Центра «Искусство жить» Анной Гришандиной. Тем более, есть повод — двадцать пять лет в профессии!

Анна, с чего все началось? Как возникло желание «пойти в психологи»?

Анна ГришандинаСовершенно случайно и неожиданно для меня. В юности я планировала связать свою жизнь с естественными науками, поэтому мой выбор в пользу биологического факультета Ульяновского пединститута также был вполне естественным. И дальше три элемента чудесным образом сложились в нужную «химическую формулу». Неординарный декан факультета (творческий, заводной!) плюс удивительно сильная кафедра психологии и открытие новой специальности «Психолог-консультант» (в то время это было что-то совсем неизведанное). Одну-единственную группу набрали из нас, биологов-химиков, проучившихся уже год в институте. Вместо экзаменов был конкурс эссе, в котором нужно было рассказать, почему хочешь стать психологом.

Вы действительно хотели?

Анна ГришандинаМне было интересно, но в 1989 году хотеть этого по-настоящему — маловероятно. Кто такой психолог, и чем он занимается? Не было тогда такого образа. Поэтому и эссе у меня вышло какое-то шаблонное. Тем не менее, меня взяли. Потом уже на старшем курсе среди вороха бумаг в деканате мне попалась папка с теми самыми сочинениями. И на своем листке я увидела комментарий преподавателя: «Без изюминки!». Как же меня задела такая оценка! (смеется)

Вы изменились за время обучения?

Анна ГришандинаКонечно. На первом курсе я была зажатая, скромная, незаметная. Боялась развернуться. И вот эту скованность свою всегда-всегда чувствовала. Но в процессе обучения что-то во мне стало меняться. И вскоре я уверенно сказала: «Да, хочу!» в ответ на предложение вакансии по распределению: преподаватель психологии на кафедре менеджмента Ульяновского технического университета. Какая я пришла преподавать? Уже вот такая! (подчеркнуто расправляет плечи) Я очень старалась, чтобы у меня на занятиях было всем интересно. Необходимый минимум теории на лекциях и много-много увлекательных упражнений на практике. Это был такой «вау-эффект»! Потом уже через несколько лет я проводила тренинг в Рязани и встретила там свою бывшую студентку. Она призналась, что у большинства из ее группы я была любимым преподавателем.

В карьере психолога помогают «биологические корни»?

Анна ГришандинаСовершенно точно! Самыми любимыми предметами в биологическом блоке у меня были курсы, посвященные систематике растений и животных. И, конечно, химия: я могла очень долго смотреть на таблицу Менделеева и получать невероятное удовольствие от стройности и логичности. Все ясно: вот пустая клеточка — здесь какой-то инертный газ, а тут — обязательно металл, просто его еще не открыли. Для меня это было безумно красиво! И моя сегодняшняя любовь к системным расстановкам — продолжение того естественного знания, что красота — это когда все структурировано, логично и понятно. Ведь в ходе расстановки мы тоже понимаем, что, если несколько заместителей смотрят в одну точку, там явно есть какая-то фигура.

Как пустая клеточка в таблице химических элементов!

Анна ГришандинаДа, и тогда все уже прогнозируемо. Для меня это такая же красота. Но до расстановок еще нужно было дорасти! Когда я работала в политехе, меня пригласили на Ульяновский автозавод читать лекции по психологии для менеджеров-руководителей. Мне тогда было двадцать шесть лет, а этим дяденькам — под пятьдесят. Когда я шла к ним на лекцию, помню, как дрожали мои серые сапожки! (смеется) Хотя встретили они меня доброжелательно. Много лет я там проработала, и со многими долгие дружеские отношения сложились. Но ушла я из политеха потому, что мне стало как-то неловко от того, что на занятиях я привожу все время «книжные» примеры. Теоретических знаний много, а практического опыта нет — мне казалось, что это нечестно.

Не хватало личной практики?

Анна ГришандинаДа, но к счастью вскоре в Ульяновске открылся муниципальный Центр психологической помощи семье и детям. Там у меня была уже настоящая практика! Тем не менее, через какое-то время стало как будто тесно. Помню это ощущение: хочется крылья расправить, а не могу. И когда вдруг мужа пригласили в Нижний Новгород поработать, я приложила максимум женских хитростей, чтобы мы сюда переехали.

Хотелось именно в этот город?

Анна ГришандинаЯ была здесь однажды до этого, и мне очень понравилось. Помню, увидела Благовещенский монастырь и подумала в тот же миг: «Как же красиво! Хочу это видеть каждый день! Хочу жить в этом городе!» И когда появилась такая возможность, я с радостью поддержала идею о переезде.  Хотя сыну было всего пять лет, и нужно было быть готовой к трудностям. Кстати, приехав в Нижний, практически сразу нашла работу. Забавная ситуация: иду из магазина с авоськой и вижу вывеску «Психологический центр доктора Калабанова». И вот так, с кефиром в руках, открываю дверь: «Здравствуйте, вам психологи нужны?». Директор смотрит на меня внимательно и говорит: «Такие — нужны!» (смеется). И буквально параллельно с этим, в течение недели, я узнала, что в социальном центре «Журавушка» есть очень интересная психологическая служба. Меня туда сразу взяли, потому что был интересен мой опыт — еще в Ульяновске я вела группу для беременных женщин. Мне очень нравилась эта группа: было легко и приятно делать и внутри себя работу над ошибками, и делиться этим опытом с кем-то. К тому же мне удавалось находить по-настоящему инновационные материалы, которые до сих пор уникальны. В «Журавушке» я рассказала, что умею, и мне ответили: «Добро!». Кстати, там я познакомилась с двумя своими очень близкими подругами. Мы соединились — получился удивительный союз. И понеслось!

Синергия возникла?

Анна ГришандинаЭто было нечто невероятное! Мы стали один за другим «писать гранты», и выигрывать. Среди них были настоящие «бомбы»! Например, «Маленькая мама. Профилактика подростковой беременности». Это был российско-американский проект; мы втроем побывали в США, прошли обучение, а наши коллеги оттуда прилетали в Россию — учились у нас. Очень интересная была программа! Вскоре в рамках одного из грантов я прошла стажировку в Англии — проект был посвящен взаимодействию некоммерческих организаций, власти и бизнеса. Это была такая активная социальная жизнь! Я, конечно, получала огромнейшее удовольствие, но постепенно все стало меняться: фонды, финансировавшие гранты, стали закрываться, зарплаты психолога муниципального центра на жизнь не хватало…

Решили попробовать себя в чем-то новом?

Анна ГришандинаДа, устроилась в один из крупнейших банков — стала вести тренинги для персонала. Но, проработав там три года, поняла, что мне это совсем неинтересно: учить продажам, манипуляциям.… К тому же, после некоммерческой организации, где практически не было границ, я вдруг оказалось в системе жесткой иерархии. Честно говоря, меня это «переломало».

При всей любви к системности?

Анна ГришандинаВ таком формате — нет, это не мое. Любовь к системности внутри — да; когда это порядок знаний, информации. Но, когда я часть какого-то механизма, где у психолога очень маленькая орбита, мне некомфортно. Хотела уйти, но долго не могла решиться. Все-таки банк — это некая стабильность, уже были кредиты с льготными процентами — в общем, свои плюсы. При этом меня долго и упорно сманивали в самую крупную тогда в России компанию по работе с лишним весом. Я решилась, и после ни разу не пожалела!

Вырвались на свободу?

Анна ГришандинаИменно так! И началось: командировки по всей России, сотрудничество с очень интересными людьми. Допустим, приезжаю в Рязань, а там — коллега из Питера или из Омска. И мы творили! Это было очень увлекательное и счастливое время в моей профессиональной жизни. Важно, что компания была нацелена на очень высокое качество услуг.

Все по-честному было?

Анна ГришандинаЕще как! Нас «драли». Экзамены два раза в год, стопки книг под кроватью: психология, физиология, диетология …. Обучение «нон-стоп». Иногда казалось, что не выдержу. Постоянно учиться — было требование компании. И с этой точки зрения, это тоже была жесткая система. Но она способствовала тому самому развитию, до которого я была жадна! И вот именно тогда я поехала в Москву учиться на системного расстановщика в Институт консультирования и системных решений.

Вам кто-то посоветовал?

Анна ГришандинаК тому моменту я уже знала про расстановки, немного их посмотрела, попробовала. Но не была ими очарована. Даже не поняла, что это такое. Хотя многие мной уважаемые коллеги из разных городов России, которые развивались, учились, в том числе и в Европе, утверждали, что «расстановки — это круто». И я все никак не могла соединить в своем сознании тот «дурдом», который видела, и вот эти отзывы. Когда узнала, что в Москве начинается обучение, подумала: «Поеду, посмотрю». Мне очень повезло тогда — это была программа «от первоисточника», нас обучали немцы. И буквально через час после начала первого семинара я поняла, что это мое, и уже люблю расстановки всей душой. Стало очевидно: это что-то огромное, невероятно-притягательное, интересное и полезное!

Вы изучали разные виды расстановок?

Анна ГришандинаДа, одну за другой проходила программы по семейным расстановкам, структурным, организационным. Семинары вели все время разные преподаватели — нам показывали разные стили работы. Один «мягкий», другой «жесткий», третий «с акцентом на внутреннее проживание», четвертый еще какой-то…. Смотрела и думала: «Как они все это делают? Откуда они это видят? Как чувствуют?» Казалось, что никогда не получится. Но потихоньку приходило и понимание, и видение, и чувствование.

Очень хорошая и правильная идея — наблюдать работу разных специалистов!

Анна ГришандинаИ эта идея принесла свои плоды! До сих пор во время расстановок ловлю себя на мыслях: «Вот в таком стиле работала Марианна Франке-Грикш!», «Похожий юмор был у Гунтхарда Вебера на семинаре! Оказывается, и во время тяжелой расстановки можно шутить!». В такие моменты думаю: «Да, вот это подарок именно от этого специалиста!». Понятно, что все это пропускается через призму моей личности, обрастает каким-то своим внутренним пониманием, видением, особенностями. Тем не менее, когда я вспоминаю о своих учителях, мысленно говорю им «спасибо!».   

(продолжение следует)

Поделиться:

 
Естественный выбор

Возможно, также вас заинтересует:

Уважаемые посетители, мы используем cookies и другие метаданные. Соблюдая ст.13.11 КоАП РФ, предупреждаем вас об этом. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие. Спасибо!

Согласен