Нижний Новгород
ул. Новая 51, 6 этаж

iskusstvo.zhit@yandex.ru
ГлавнаяНовости и статьиО детской самооценке и самопознании

О детской самооценке и самопознании

Рассказывает Юлия Романова, ведущая детских игровых программ, песочный терапевт, сказкотерапевт центра «Искусство Жить»:

Детская самооценка

Дети любят супергероев. Спасать мир одним движением пальца! Быть быстрее, смелее, сильнее всех! Вау! Прямо, дух захватывает! Так и играем. Все - супергерои, все добрые, все спасают мир. Красота!

Но - СКУЧНООО! Скучно спасать мир, на который нападают лишь невидимые злодеи.

И тут 9-летка предлагает:

- А давайте, я сейчас буду разбойником, украду драконье яйцо. А потом опять стану… и мы будем его искать.

- А давай, я тоже! Мы вместе украдём. - Глаза 6-летки тут же загораются. Это ж так интересно - попробовать побыть другим, когда тебе за это ничего не будет.

Яйца украдены, озабоченная птица кричит и ищет справедливости. Доброй волшебнице, что бросилась на помощь, приходится столкнуться с разными трудностями и даже применить волшебство. Птенцы и яйца возвращены в гнездо. Старший разбойник постепенно превращён в доброго. А младший... - ему понравилось удирать от правосудия. Но…

Стоп игра, время вышло. В игре одолеть зло не успели. И перевоплотиться тоже. Сидим - обсуждаем. “Почему вы за мной гонялись? Я же не злодей! Я же только украл! Это не злодей!” - вопрошает младший участник. В глазах вселенская печаль и обида. Дети наперебой объясняют, что воровать плохо. Но в глазах бывшего младшего “воришки” печаль и обида. Настоящие, не понарошку.

И тогда я говорю: “Ты здорово сыграл! Прямо, КАК настоящий разбойник. Знаешь, мы за разбойником гонялись, не за тобой, не за Петей (имя произвольное). Мы знаем, ты - хороший, смелый и добрый. Настоящий герой!” Другие участники игры поддерживают, кто-то добавляет, что было интересно, но на самом деле ты - хороший. Я не помню, что дословно говорила, но лицо мальчишки просветлело. Понял. И что воровать плохо, и что он хороший, не смотря на взятую роль. Уфф. 

Что случилось?

У дошкольников игра и жизнь часто слеплены. Так же как самооценка и поступки. И если мы говорим, “какой ты грязнуля!”, то он слышит “какой ты плохой!” И только ближе к школе самооценка и поступки, игра и реальность начинают разделяться.

Отрицательных поступков не избежать. Ребёнка они привлекают в разном возрасте. Иногда это просто любопытство, иногда - желание кому-то угодить, В подростковом возрасте - это манящее ощущение вседозволенности и безнаказанности, желание быть Крутым.

Вот для этого и существует игра: чтобы попробовать в безопасном пространстве разное, чтобы понять себя, чтобы узнать, что такое хорошо, а что такое плохо. И увидеть последствия. Пока - игровые.Игра

Интересно? Поделитесь:

 
О детской самооценке и самопознании

Возможно, также вас заинтересует:

Уважаемые посетители, мы используем cookies и другие метаданные. Соблюдая ст.13.11 КоАП РФ, предупреждаем вас об этом. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие. Спасибо!

Согласен