Нижний Новгород
ул. Новая 51, 6 этаж

iskusstvo.zhit@yandex.ru
ГлавнаяНовости и статьиАгрессия в молодежной среде: каковы истинные причины?

Агрессия в молодежной среде: каковы истинные причины?

Одной из самых обсуждаемых тем в наступившем 2018 году были нашумевшие акты агрессии в российских школах: от действий несовершеннолетних пострадали десятки детей и несколько учителей. Так, в Перми подростки резали ножами семиклассников, а в Бурятии школьник кинул коктейль Молотова в класс, а потом начал рубить топором всех, кто ему попадался.

Был еще ряд случаев с применением оружия в учебных заведениях, подтверждающих существование страшного тренда в молодежной среде. Что подтолкнуло этих детей на такие акции, почему они с такой легкостью причиняли увечья другим, не ценят жизнь, как чужую, так и собственную, и насколько здесь виноват интернет (о чем уже поспешили заявить многие чиновники)? Эти темы мы обсудили с психологом, директором центра «Искусство жить» Анной Гришандиной.

Наполовину - взрослые, наполовину - дети

Можно однозначно говорить, что основные причины данных происшествий нужно искать в семьях детей, а все внешнее (плохие компании, несправедливые учителя, компьютерные игры) – второстепенно, являлось лишь катализатором ситуаций. Проблемы в семьях бывают совершенно разными, но здесь важно то, что деструктивное поведение родителей наложилось на сам по себе очень сложный подростковый период в жизни их отпрысков. Это возраст, когда человек частично уже взрослый, но во многих моментах еще ребенок (а такое положение, конечно, очень неустойчиво). От первого у него, прежде всего, стремление к свободе, а от второго – неумение, нежелание брать на себя ответственность. Такой дисбаланс приводит к возникновению конфликтных ситуаций в жизни самых обычных ребят из обычных семей.

Но, если родители слишком навязчиво заставляют подростков проявлять ответственность (мыть посуду, приносить хорошие оценки, не водиться с плохими сверстниками…), то только оттолкнут детей от себя! В этот период папа и мама обладают очень низким авторитетом. Самый главный совет здесь для родителей – сохранять нормальные отношения с детьми, что бы ни происходило. Если установлен хороший контакт, доверительные связи, разговоры будут более продуктивными. Иначе, если подростка в компании понимают и слушают, а дома ругают, заставляют что-то делать, то понятно, в какую сторону он будет тянуться. И когда в его жизни произойдут серьезные неприятности, он вряд ли станет рассказывать о них родителям, а те, в свою очередь, не смогут вовремя ему помочь… Всем взрослым стоит задуматься, стоит ли терять детей (возможно, навсегда) из-за немытой посуды и ущемления собственного эго.

Еще в детском и подростковом возрасте формируется внутренний стержень, самооценка.

У ребят, устроивших резню, явно были проблемы с ними. Самооценка у школьников очень сильно зависит от внешних факторов, от того, что им говорят. Примерно к 18 годам внешний опыт должен перейти во внутренний (правда, это происходит не у всех): человеку с крепким стержнем все равно, что о нем думают окружающие, и просмотренные видео в интернете не могут повлиять сильно на его поведение. Формировать правильную самооценку ребенка следует, прежде всего, в семье: нужно просто чаще его хвалить, отмечать все его достижения. Похвала близких не только дает детям уверенность в себе, но и развивает условный рефлекс на достижение положительных целей.

Вообще, быть хоть в чем-то лучше всех, выделяться – это одна из основных потребностей подростка. Если его не хвалят в семье, то он будет подчеркивать свою индивидуальность, добиваться похвалы (уважения, популярности) в других местах.

А деструктивными поступками намного быстрее и легче завоевать авторитет, чем позитивными. Это подталкивает детей на экстремальные акции, вроде тех, что произошли в Перми и Бурятии. Возможно, в их голове были мысли: «Вы меня не цените, а я сделаю то, что вы не смогли бы сделать. Я лучше вас!» Славы ребята действительно добились, правда, поломали всем этим свою жизнь.

Насилие порождает насилие

Но отсутствия похвалы в семье и стремления обратить на себя внимание явно недостаточно для совершений действий, несущих вред здоровью и угрозу жизни людей. В семьях детей, решившихся на такое, скорее всего, имело место насилие родителей в отношении к ним. И оно могло заключаться не только в рукоприкладстве: слова часто причиняют еще большую боль. Есть такие семьи, где ребенку постоянно твердят, что он никчемный, делает все хуже других, ничего не добьется. Противостоять родителям детям сложно, и они ищут за пределами дома места и ситуации, где можно выплеснуть негатив и агрессию (к примеру, на сверстников). Подростки копируют у отца и (или) матери модель поведения и переносят ее в школу и на улицу. Измениться агрессорам очень сложно, хотя бы потому, что им тяжело признаться в осуществлении насилия: «виноваты» обычно жертвы. Прежде, чем вести таких к психологам, нужно, чтобы они пришли к осознанию, что жить, как прежде, уже нельзя.

А еще современная наука эпигенетика утверждает, что агрессия и другие сильные эмоции передаются по наследству из поколения в поколение. И здесь, человеку, желающему измениться, важно понять, кто в его роду был первоисточником негативных проявлений и чем они были обусловлены, а затем в своем сознании зафиксировать границу между своей жизнью и чужим прошлым.

Достаточно эффективно эту задачу решает психологический метод расстановок. Есть известный случай проведения такой расстановки с женщиной из Германии, которая постоянно и очень сильно кричала на своих детей. Выяснилось, что ее бабушка (полячка) во время войны очень испугалась наступления советских войск и вместе с тремя маленькими детьми пустилась в бега. А, чтобы дети не отставали, ей приходилось истошно орать. И, кстати, очень часто пусковым моментом записи и передачи агрессии по наследству являются случаи, когда она помогала человеку выжить. Россия в 20-ом веке пережила войну, немало людей сидели в лагерях – выживать приходилось многим, и это продолжает влиять на нашу современную жизнь.

Игра и жизнь

Ну, и по теме влияния интернета. Неужели кто-то и вправду думает, что ребенок, которого регулярно хвалят, который имеет много интересов и целей, в чем-то умеет успех, может посмотреть видео о резне в школе или что-то подобное и захочет это повторить? В любом случае Интернет стал неразрывной частью жизни нового поколения: это нужно признать и сосредоточиться на воспитании правильного отношения ко всемирной сети. Родители должны ненавязчиво показывать реальные альтернативны зависанию в интернете, что возможно, когда в семье есть теплые отношения, привычка доверительно общаться.

И последнее наблюдение по случаям в Бурятии и Перми. Малолетние преступники были готовы умереть, о чем красноречиво говорил ряд их действий. Видимо, в подсознании они не видели хорошего будущего для себя во взрослой жизни. И причина снова, прежде всего, в семье: если тебя гнобят родные люди, вместо похвалы постоянно подчеркивают недостатки и неправильные поступки, то создается установка, что ты везде будешь «лузером». А еще дети не до конца понимают конечность жизни, не совсем верят в смерть. В чем-то реальность им напоминает игру, где можно много раз сохраниться и начать сначала. Но в жизни, в отличие от игры, цена ошибки (прежде всего, родительской) намного выше.

Интеревью подготовил Олег Братухин, журнал "Афльфа Жизнь".

Поделиться:

 
Агрессия в молодежной среде: каковы истинные причины?

Уважаемые посетители, мы используем cookies и другие метаданные. Соблюдая ст.13.11 КоАП РФ, предупреждаем вас об этом. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие. Спасибо!

Согласен