Есть различные научные определения аутизма. Мне близко такое, больше обывательское: «Аутизм – это пожизненное нарушение психического развития, которое влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира».
Аутизм имеет широкий спектр проявлений, но основные симптомы являются общими:
- желание уйти от контакта
- одиночество
- стремление к навязчивым стереотипным формам поведения
- необычное речевое развитие
- неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители
Итак, ребёнку поставлен диагноз «Аутизм» или «Ранний детский аутизм» или «Расстройство аутистического спектра», что дальше?
Чаще всего родители сталкиваются с проблемой, так называемого нежелательного или социально неприемлемого поведения. У ребёнка непонятные истерики, он требует определенные вещи или действия и если Вы хоть на капельку уклонились от заданного им курса, то обязателен крик, ребенок может Вас ударить, или начать наносить сам себе повреждения. Вы вынуждены смириться и выполнять все, что требует малыш, чтобы избежать неприятностей. Существует ряд методик, позволяющих выстроить нужное поведение. Я ознакомлю Вас с ними. Конечно, лучше всего выполнять их под руководством опытного психолога. Самое лучшее работать вместе со специалистом в паре. Но, тем не менее, знать и применять некоторые методики Вы можете и самостоятельно. Ведь именно родитель настроен на малейшее изменение в поведении своего ребёнка, чувствует его и способен справится в любой ситуации!
Я в своей работе использую методики прикладного анализа поведения. С подробным анализом того, что послужило причиной возникновения поведенческого акта, для чего понадобилось такое поведение ребенку или, другими словами, что он добивался таким поведением и как изменить окружение, чтобы снизить риск возникновения поведения в дальнейшем. Основное – система поощрений успеха. Желаемое поведение вознаграждается, что побуждает ребёнка двигаться в заданном нами направлении.
Очень важно смоделировать, показать ребёнку какое поведение мы ждем от него. Объяснить словами, если ребенок понимает речь, с помощью карточек, если он не воспринимает речь взрослого. Всегда подсказывайте ребенку, что Вы от него ждете. И поощряйте, если он проявил нужное Вам поведение. Например, попросил Вас о чем-то, доступным ему способом, не криком, а с помощью слова, карточки, жеста.
Бесценно то, что Вы можете проводить свою коррекцию в естественных условиях, в повседневной жизни. Часто детям сложно перенести усвоенный на занятии навык в обычные условия.
Есть еще один замечательный метод – перенаправление, используйте отвлекающий фактор при угрозе возникновения нежелательной реакции. Попробуйте переключить ребенка на другой предмет или действие – любимый мячик или трубочку, начните считать или перечислять буквы алфавита. Лучше показаться странными окружающим, чем вызвать бурную реакцию Вашего ребенка.
Создавайте социальные истории, в которых рассказываете ребёнку как ему нужно вести себя, чтобы и он и мама с папой (или другие близкие люди оставались довольны и радостны). Используйте слова, карточки, рисунки в историях. Главное, что они всегда индивидуальны и создаются для конкретной ситуации.
Очень важны подсказки! Это может быть слово, карточка с фото или рисунком, жест, направленный взгляд, предмет. Подростки прекрасно ориентируются в составленном заранее плане. Это придает им уверенность и спокойствие. Вообще, как можно чаще сообщайте детям о том, что их ждет. Поверьте, Вы избавитесь при этом от многих проблем в поведении. Лучше, если Вы будете использовать визуальные подсказки, сопровождая их речью.
И еще один важный момент – давайте время на обработку информации. Бывает, что ненужное поведение возникает именно из-за невозможности быстрой обработки данной Вами инструкции.
Пробуйте, задавайте вопросы и вместе у нас получится справиться с любой ситуацией!
Автор статьи - клинический, специальный психолог, нейропсихолог, поведенческий терапевт, патопсихолог Центра современных психологических технологий "Искусство Жить" Терешина Наталья.
Поделиться: